0
1065
Газета События Интернет-версия

01.06.2007 00:00:00

До встречи в Гааге

Тэги: луговой, литвиненко, гаага, березовский


луговой, литвиненко, гаага, березовский Андрей Луговой (справа) бурно жестикулировал, Дмитрий Ковтун все время молчал.
Фото Сергея Приходько (НГ-фото).Фоторепортаж

Вчера Андрей Луговой, чьей экстрадиции требует Британская королевская прокуратура, рассказал российской и иностранной общественности все, что он думает о «деле Литвиненко». Обещание сенсационных заявлений привлекло на пресс-конференцию в центральный офис Интерфакса рекордное число журналистов. Не всем хватило сидячих мест, а несколько мощных кондиционеров едва справлялись с охлаждением помещения, в котором к началу пресс-конференции сидели, стояли и даже лежали около 150 представителей СМИ.

Театр мимики и жеста

При входе в пресс-центр всех журналистов проверяли по спискам, досматривали личные вещи и проверяли на наличие металла. В том же помещении дежурил милиционер со служебной собакой.

Андрей Луговой пришел вместе со своим деловым партнером Дмитрием Ковтуном, который проходит свидетелем по «полониевому делу». Оба держались весьма свободно, и было заметно, что Лугового совершенно не смущают переполненный зал и два десятка микрофонов на столе. «Добрый день...»

Выступление Андрей Луговой начал с того, что заявил об отсутствии у него какого-либо мотива к убийству Литвиненко, а затем обвинил британские спецслужбы в попытках завербовать его с целью сбора материалов, компрометирующих президента России. «Англичане под видом совместного бизнеса, по сути, предложили мне заняться сбором любого компромата на президента Путина и членов его семьи, – заявил Луговой. – Мне, например, было поручено собрать информацию в отношении одного из высокопоставленных госчиновников, через которого они рассчитывали собрать компромат на президента. В частности, они собирались заманить этого чиновника в Лондон, чтобы в приватной беседе предложить ему собирать компромат на Путина в обмен на молчание о его личных банковских счетах». Луговой также рассказал, что британцев интересовали его связи, финансовые возможности, наличие прямых выходов на администрацию президента России, а также контакты с сотрудниками ФСБ, ФСО и СВР. Особенно английских партнеров интересовали возможности получения информации о деятельности ФСБ на «английском направлении».

Луговой коснулся и некоторых деталей шпионской практики МИ-6. «Саша (Литвиненко) передал мне экземпляр книги Евгения Гришковца «Рубашка» и сказал, что мы теперь, как в шпионских фильмах, должны использовать шифр – кодировать текст по номерам страниц, абзацев и строк. Здесь уже нужно быть круглым идиотом, чтобы не понять, что под видом развития совместного бизнеса идет банальная вербовка. Я не отношу себя к пылким сторонникам президента Путина. Но меня учили Родину защищать, а не предавать». По словам Лугового, во время очередной встречи с Литвиненко он прямо высказал ему все, что думает по этому поводу, и сообщил, что такой бизнес его не интересует. Это обстоятельство буквально взбесило Литвиненко. Он заявил, что Луговому закроют въезд в Великобританию и перекроют все бизнес-каналы в Западной Европе.

При том, что речь Лугового почти всегда звучала ровно, лишь изредка повышалась тональность наиболее значимых фраз, его эмоции легко угадывались по многочисленным жестам и богатой мимике. Каждый раз, когда Луговой в очередной раз направлял указующий перст в небо или растопыривал пальцы над головой, зал озарялся десятками фотовспышек.

Дьяволиада

Далее Андрей Луговой изложил три наиболее вероятные на его взгляд версии убийства Литвиненко. Он полагает, что, во-первых, к этому могут быть причастны британские спецслужбы. По словам Лугового, он не мог не заметить, что Литвиненко в последнее время разочаровался как в Березовском, так и в своих британских хозяевах из спецслужб. «Он считал, что англичане его недооценивают и мало платят за службу, – заявил Луговой. – У меня сложилось мнение, что он выходит из-под контроля спецслужбы, а неудача с моей вербовкой заметно пошатнула его значимость в глазах англичан». По мнению Лугового, Литвиненко стал агентом, вышедшим из-под контроля, и его убрали.

Версия о причастности Березовского, по Луговому, строится на том, что в последнее время Березовский практически снял Литвиненко с «довольствия», уменьшив в три раза его зарплату. Он рассказал, как Литвиненко сообщил Дмитрию Ковтуну об имеющихся у него материалах относительно противоправной деятельности Березовского на территории Великобритании. По уверению Литвиненко, публикация этих документов, касающихся обстоятельств получения Березовским статуса политического беженца, гарантировала бы ему огромные проблемы. Литвиненко обратился к Ковтуну с просьбой найти надежного человека, который ознакомил бы Березовского с этими материалами и договорился бы о цене в несколько миллионов долларов.

Третья версия касалась организованной преступности. По словам Лугового, Литвиненко могли отравить представители «русской мафии», которые таким образом отомстили ему за содействие испанскому МВД в поимке нескольких воров в законе – главарей местной преступной группировки.

Комментируя предъявленные ему обвинения, Андрей Луговой заявил, что до сих пор не получил ни одной официальной бумаги от британского правосудия, и считает, что прокуратура Великобритании умышленно создает условия, чтобы не дать ему возможность прибыть в Лондон. Он напомнил, что одновременно с тем, как его фамилия появилась в этом деле, он обратился с официальным заявлением в британское посольство и выразил готовность немедленно выехать в Британию для разбирательства, но никакого ответа не получил. Личные контакты с представителями Скотленд-Ярда также результатов не дали. «Я предлагаю прилететь в Британию, а британское правосудие меня блокирует, – недоумевает Луговой, сопровождая каждую фразу богатой жестикуляцией. – Нас удивило заочное обвинение. Королевская прокуратура могла хотя бы формально отправить нам бумаги для приглашения. Я думаю, прокуратура искусственно создает препятствия, чтобы мы не имели возможности прилететь в Лондон и откровенно пообщаться с представителями британского правосудия». По мнению Лугового, в позиции прокуратуры очень много слабых мест, а в деле с полонием много нестыковок, поэтому он неудобен британской прокуратуре и спецслужбам ни как свидетель, ни как подсудимый. Исходя из этого, считает Луговой, заочное обвинение и закономерный отказ в экстрадиции оказались бы для британской стороны наилучшими вариантами развития ситуации. Андрей Луговой пообещал дойти до международного трибунала, чтобы наказать тех, кто обвинил его в смерти Александра Литвиненко.

На вопрос корреспондента «НГ», опасается ли он в связи со своей «неудобностью» за собственную жизнь, Луговой ответил однозначно: «Да». А после небольшой, но многозначительной паузы пояснил: «Я думаю, что если со мной что-то случится, то, конечно же, выгоднее всего это будет Борису Абрамовичу». И напомнил, что Березовский уже сделал заявление, согласно которому Лугового могут ликвидировать. «Я долго размышлял о том, насколько откровенно и серьезно можно говорить об этой персоне. Много людей, слишком близких ему, заканчивали жизнь весьма печально, – заявил Луговой. – Депутаты Госдумы Сергей Юшенков и Владимир Головлев. Эти люди входили в самое близкое окружение Березовского, и все были убиты». Далее Луговой нарисовал демонический образ Березовского, заявив, что однажды о нем будет написана книга с названием «Дьяволиада».

Ушли Луговой с Ковтуном очень быстро, окруженные плотным кольцом охраны.

С точки зрения Березовского

Корреспондент «НГ» Александра Самарина попросила Бориса Березовского прокомментировать некоторые заявления Лугового.

– Борис Абрамович, Андрей Луговой выдвинул три версии убийства Александра Литвиненко. При этом в одной из них фактически обвинил вас в причастности к преступлению. Как вы относитесь к этим заявлениям?

– Я не отношусь к заявлениям Лугового как к его собственным заявлениям – это все сценарий Кремля. Более того, хочу сказать, что, конечно же, у меня есть колоссальные претензии к Луговому, поскольку он сегодня – наиболее вероятный убийца моего друга Саши Литвиненко. С другой стороны, я тоже дружил с Луговым, я доверял ему свою жизнь, жизнь своей семьи. Это непростые чувства. А что касается сегодняшних заявлений, то я ему их абсолютно прощаю, потому что он человек несамостоятельный. Он всего лишь стал разменной монетой в этой большой политической, по существу, игре. И делая эти заявления, он прекрасно понимает, что и его жизнь, и жизнь членов его семьи в опасности.

– Как вы могли бы прокомментировать слова Лугового о том, что вы и Литвиненко были завербованы британскими спецслужбами?

– Я комментирую то, что сегодня произошло, только потому, что считаю: Кремль использовал Лугового, чтобы свою версию всего этого донести до общественности. В Британии хорошо известно, что я не являюсь агентом влияния ни одной из британских спецслужб. Я не являюсь агентом ни одной из спецслужб мира вообще – ни российской, ни британской, ни израильской, ни американской.


Комментарии для элемента не найдены.

Читайте также


Карнавальный переворот народного тела

Карнавальный переворот народного тела

Юрий Юдин

100 лет тому назад была написана сказка Юрия Олеши «Три толстяка»

0
457
Тулбурел

Тулбурел

Илья Журбинский

Последствия глобального потепления в отдельно взятом дворе

0
461
Необходим синтез профессионализма и лояльности

Необходим синтез профессионализма и лояльности

Сергей Расторгуев

России нужна патриотическая, демократически отобранная элита, готовая к принятию и реализации ответственных решений

0
375
Вожаки и вожди

Вожаки и вожди

Иван Задорожнюк

Пушкин и Лесков, Кропоткин и Дарвин, борьба за выживание или альтруизм и другие мостики между биологией и социологией

0
242

Другие новости